Что такое моторное масло, зачем оно нужно и каким оно должно быть

Существуют четыре вида базовых масел:

  1. Минеральные (полученные путем перегонки мазута с последующим рафинированием)

  2. Гидрокрекинговые (гидрокрекинг минерального масла)

  3. Полусинтетические (смесь минерального и синтетического масел)

  4. Синтетические (направленный синтез)

Прежде всего моторное масло должно:

  • Обеспечивать надежную смазку, уменьшая трение и износ деталей двигателя;

  • Уплотнять зазоры между трущимися поверхностями;

  • Охлаждать детали двигателя;

  • Предотвращать образование нагара и лакообразных отложений;

  • Предотвращать коррозию деталей двигателя;

  • Предотвращать выпадение осадков;

  • Нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла и сгорании топлива.

Основное достоинство минерального масла – цена. Оно достаточно просто по составу и требует низких затрат на производство. Однако за низкую цену приходится платить и низким качеством этого масла. Стабильность его свойств ухудшается прямо пропорционально времени эксплуатации. В результате – шлам и нагар в двигателе и значительное снижение ресурса.

Полусинтетические и гидрокрекинговые масла, как правило, лучше минеральных, т. к. они более стабильны при эксплуатации.

Синтетические масла в отличие от минеральных и полусинтетических имеют максимальную химическую и термическую стабильность.

Химическая стабильность означает, что при работе синтетических масел в двигателе с ними не происходит каких – либо химических превращений (окисления, парафинизации и т. п.), ухудшающих его эксплуатационные характеристики.

Термическая стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур, что означает легкий и безопасный пуск двигателя на морозе и одновременно максимальную защиту двигателя в его самых высокотемпературных зонах при работе на высоких скоростях и нагрузках.

В отличие от минеральных масел, которые «моют» отложения в двигателе постепенно, слой за слоем, синтетические масла, благодаря присущей им высокой текучести и проникающей способности, вызывают отслоение отложений с внутренних поверхностей двигателя, что может привести к закупориванию сетки маслоприемника, масляных каналов, работе в режиме масляного голодания и, как следствие, выходу из строя двигателя. Аналогично, в зоне сальниковых уплотнений (в том числе и из микротрещин, если таковые имеются) будут удалены все отложения и, в случае потери эластичности сальников, синтетическое масло, очистив предварительно себе «дорогу», будет вытекать из двигателя.

Таким образом, применение синтетичес­ких масел не рекомендуется в следующих случаях:

  • при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя;

  • если уплотнительные элементы (сальники, маслосъемные колпачки и т.п.) потеряли эластичность и (или) имеют микротрещины  (необходимо заменить сальники);

  • в двигателях с сальниками с «набивкой» (ГАЗ, Газель, УАЗ, старый Renault);

  • в период обкатки для двигателей, требующих обкатку, т.е.  «полезный износ», с целью приработки пар трения. То же касается и двигателей после капитального ремонта;

  • в роторно-поршневых двигателях.

Для того, чтобы моторное масло успешно осуществляло все эти функции, в базовое масло добавляют пакет присадок.

По поводу добавления каких-либо дополнительных присадок в моторное масло можно сказать, что, чем менее качественное масло вы используете, тем больше вероятность, что применение присадки себя оправдает. Заливка же присадки в высококачественное масло в лучшем случае не приведет ни к каким последствиям, в худшем — вызовет дисбаланс с уже присутствующими в этом масле присадками и вызовет выпадение осадка и потерю маслом тех или иных своих свойств. Современное моторное масло — это сложная субстанция, состоящая из химически сбалансированных компонентов, и вмешательство в его рецептуру может повлечь непредсказуемые последствия.

 

Как выбрать масло для своего автомобиля?

 

Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя Вашего автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или ссылки на фирмы- производители смазочных материалов.
Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто устарели), то Вы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии.
При этом Вам будет необходимо подобрать:

  • класс вязкости по SAEJ300

  • класс качества по АСЕ А или API

  • допуски производителей

  • минеральное или синтетическое масло и т.д.

SAE J300. SAE — это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers), присваивающее маслам класс вязкости по разработанной им шкале. На сезонных маслах присутствует только однозначное обозначение, причем наличие буквы W обозначает его принадлежность к зимнему, а отсутствие — к летнему, например, SAE 10W (зимнее) или SAE 40 (летнее). Более распространены всесезонные масла с двойным индексом, например SAE 5W-30. Условно можно определить, что, чем меньше первая цифра в индексе, тем масло будет более жидким, прокачиваемым зимой, а чем выше вторая цифра — тем оно будет более вязким летом. Стоит напомнить, что стабильность этих свойств у минерального масла будет меньше, чем у синтетического или полусинтетического с таким
же индексом вязкости.

 

Стандартные ряды вязкости:

  • зимний ряд: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;

  • летний ряд: 20,30,40,50,60;

  • cерия всесезонных масел: 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60,20W-30,20W-40,20W-50,20W-60.

 

Необходимая вязкость масла определяется на основании следующих факторов:

  • особенности конструкции двигателя;

  • степень износа двигателя;

  • температура окружающей среды;

  • режим работы двигателя.

При выборе степени вязкости моторного масла, следует руководствоваться опять же рекомендациями производителя конкретного двигателя. Эти рекомендации основываются на его конструктивных особенностях.

На что стоит обратить внимание?

 

При выборе так называемого «зимнего» класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль, при этом можно воспользоваться следующей таблицей:

0W до 30 град.С и ниже
5W до 25 град.С
10W до 20 град.С
15W до 15 град.С
20W до 10 град.С
25W до 5 град.С

Такой параметр масла, как температура застывания, не должен учитываться при его выборе, т.к. рабочие свойства моторного масла теряются уже при значительно менее низких температурах, когда оно уже утратило способность быть прокачанным штатной системой смазки двигателя.

Следуя этим рекомендациям, Вы и Ваш автомобиль будете застрахованы от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как повышенный износ и «заклинивание» во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного «голодания»), которые возникают обычно при применении масел несоответствующего класса вязкости.

Что касается выбора так называемого «летнего» класса, то следует отметить, что большинство европейских производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса «40» по SAE и выше. Это связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения.

API — американский институт нефти (american petroleum institute), присваивающий маслам класс качества согласно проводимым им тестам. Класс качества обозначается на этикетке двумя буквами для бензиновых двигателей — например, SF, и буквами\буквами и цифрами для дизельных двигателей — например, CF, CF-4. Чем выше вторая буква в обозначении (по английскому алфавиту), тем класс масла выше. Кроме того, API присваивает маслам с вязкостью 0W30, 5w30,5w20 индекс энергосбережения ЕС и ЕС II. Присутствие на этикетке этих букв означает, что данное масло помогает сократить расход топлива за счет снижения трения в двигателе.

Гарантии качества

 

Масла, соответствующие требованиям действующих категорий качества и прошедшие официальные испытания API — SAE, имеют на этикетках графический круглый знак — «API символ обслуживания» (API Service Symbol), в котором указаны степень вязкости по SAE, категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения.
Новейшие категории масел, сертифицированные API обозначаются «Символом Свидетельства сертификации API». Этот знак присваивается только энергосберегающим, легкотекучим маслам наивысшего уровня качества.

API SJ/EC — энергосберегающие масла (Energy Conserving). Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекучих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.

При оптимальной комбинации моторного и трансмиссионного масла можно достичь экономии топлива в размере 2,7-10,9%.

Классификация масел по API:

 

Моторные масла для бензиновых двигателей

SE класс масел для бензиновых двигателей 1972 -1980 гг. выпуска
SF моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Соответствуют требованиям для бензиновых
двигателей 1981—1988 гг. выпуска.
SG масла данного класса обладают ещё более высокими моющими и противоизносными свойствами, лучше защищают от шламообразования и продлевают срок службы двигателя. Соответствуют требованиям большинства производителей двигателей, начиная с 1989 г.
SH этот класс был введен в 1993 году. Испытания и предельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более жесткая.
SJ новый класс масел, введенный в 1996 году. Разработан в соответствии с более жесткими
требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей.

Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие.

Моторные масла для дизельных двигателей

CC класс масел для двигателей с лёгким турбонаддувом и без него, работающих в умеренных условиях.
CD класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, которые требуют от масел высоких противозадирных свойств и предотвращения образования нагара.
CE класс масел для дизельных двигателей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.
CF класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей.
CF-4 улучшенный класс масел, заменяющий класс СЕ.
CF-2 этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей.
CG-4 класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей тяжёлого транспорта.
CH-4 новый класс масел, предназначенных для тяжёлого транспорта.

Эти классы подразделяются для двухтактных и четырехтактных дизелей: первые имеют в обозначении цифру II или 2 (CDII, CF-2), вторые-4 (СН-4).
Категории API CA, API CB, API CC, API CD, API CD-II и API СЕ на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие.

Трансмиссионные масла

GL-1 масла, не содержащие противозадирных присадок (присадки ЕР) для низкоскоростных трансмиссий, подвергающихся легким нагрузкам и низким поверхностным давлениям.
GL-4 масла с довольно высокой концентрацией противозадирных присадок, применяемые
в ручных трансмиссиях большинства автомашин.
GL-5 масла с очень высокой концентрацией противозадирных присадок для использования в тяжелых эксплуатационных условиях. Применяется в высокоскоростных гипоидных ведущих мостах большинства современных автомобилей и техники для земляных работ, работающих при высоких температурах и подвергающихся кратковременной ударной нагрузке

Примечание. Классификация API не охватывает масла для автоматических трансмиссий, так как у изготовителей трансмиссий имеются к применяемым маслам свои требования, которые раньше могли даже значительно отличаться друг от друга. Ныне ситуация изменилась, и теперь почти все автоматические трансмиссии могут смазываться маслом одного и того же сорта.

Универсальные масла, имеющие сдвоенное обозначение API SG/CD, API SJ/CF, пригодны и для бензиновых двигателей, и для дизелей.

АСЕА — Ассоциация европейских производителей автомобилей — разработала классификацию моторных масел, которая лучше отвечает требованиям современных европейских автомобилей и условиям их эксплуатации.

Система классификации АСЕА

 

  • А — для бензиновых двигателей (Al, A2 и A3)

  • В — для дизелей малой мощности, устанавлива­емых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности (В1, В2, ВЗ и В4)

  • Е — для мощных дизельных двигателей тяже­лого транспорта (Е1, Е2, ЕЗ и Е4)

Уровень качества и назначение в каждом классе обозначается цифрами. Дополнительно указывается ссылка на год утверждения или изменения спецификаций (например, АСЕА Е2-96 или АСЕА Е4-99)
Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских. Особое внимание уделено моющим свойствам, т.к. считается, что они являются одними из основных, обеспечива­ющих надежную и бесперебойную работу двигателей.

В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;

  • меньшей массой двигателей;

  • большей удельной мощностью;

  • большими скоростями передвижения;

  • более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей, испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Допуски автопроизводителей

 

Некоторые автомобильные компании, такие как Porsche, Mercedes-Benz, BMW, VW, Ford, предъявляют к маслам, кроме вышеизложенных, дополнительные требования по защите двигателя, топливосбережению, увеличенному сроку службы и т.д. Информацию о требуемом вам допуске, как и необходимых интервалах между сменами масла, вы также можете найти в сервисной книжке своего автомобиля.

Трансмиссионные масла

 

Все вышесказанное о моторных маслах во многом можно перенести и на масла трансмисси­онные — они бывают как минеральными, так и синтетическими и полусинтетическими. Перед покупкой масла для АКПП нужно обязательно свериться с сервисной книжкой автомобиля,  либо получить консультацию на заслуживающей доверия СТО.

SAE J306. По аналогии с классификацией моторных масел, степени вязкости трансмисси­онных масел можно разделить на условные ряды:

  • зимний ряд: SAE 70W, 75W, 80W, 85 W

  • летний ряд: SAE 80,85,90,140,250

  • вceceзонные (SAE75W-85).

При выборе так называемого «зимнего» класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль, при этом воспользуйтесь следующей таблицей:

90 -10…+40
80W-90 -20…+40
80W -20…+20
75W-90 -40…+40
140 0…?+40
85W-140 -15…?+40

Самыми распространенными классами трансмиссионных масел на сегодняшний день являются API GL4 и API GL5. За исключением некоторых случаев, когда производитель МКПП требует применения специального масла, эти классы перекрывают требования большей части современного парка МКПП.

Вопреки расхожему мнению о том, что масла класса GL5 выше качеством, чем масла класса GL4, это не так. Данные классы просто разные — нельзя сказать, что один из них хуже или лучше. Например, использование масла класса API GL5 в КПП ВАЗ 2109 может оказаться губительным для синхронизаторов, в то время как масло класса API GL4 рекомендовано ВАЗом для применения в таких КПП.

Примерно такая же ситуация и с маслами для АКПП. Большую часть требований современного парка АКПП для легковых автомобилей, выполняют масла класса Dexron III. Масла этого класса совместимы между собой и зачастую применяются и в гидроусилителях руля. Кроме того, они применимы и в большинстве случаев, когда производитель АКПП требует применения жидкости Dexron П. Однако случается и такое, когда производитель АКПП требует только специальное масло либо только определенную жидкость и никакую другую.

В общем случае можно сказать, масло уровня GL-4 предназначено для работы в синхронизированных коробках передач легковых заднеприводных и переднеприводных автомобилей. Масло этого класса обеспечивает надежную защиту коробки и в то же время не агрессивно в отношении синхронизаторов переключения передач. Масло класса GL-5 рекомендуется для работы в дифференциалах заднеприводных и переднеприводных автомобилей, в том случае, если дифференциал выполнен в отдельном корпусе и требует раздельной системы смазки.

Одна из наиболее часто допускаемых ошибок — заправка маслом класса GL-4 дифференциалов заднеприводных автомобилей — ведет к ускоренному износу и, как следствие, быстрому выходу из строя дифференциала. Наоборот, использование масла класса GL-5 в ручных коробках передач ведет раннему выходу из строя синхронизаторов, что ведет к ухудшению переключения и дальнейшему разрушению коробки.

Это происходит вследствие того, что масла класса GL-5 содержат большее количество противозадирных присадок, которые, в большинстве своем, агрессивны по отношению к цветным металлам, из которых выполнены синхронизаторы. В настоящее время можно проследить тенденцию развития специальных и универсальных трансмиссионных масел.

Специальные — это масла, разработанные согласно специфическим требованиям каждого конкретного производителя и идеально отвечающие этим требованиям. Они будут работать в агрегатах практически без замены. Распространенность этих масел на рынке ограничивает их высокая стоимость.

Универсальные масла — масла, которые отвечают требованиям международных стандартов и спецификации и имеют широкую доступность. Кстати, как и многие другие автомобилестроители, ВАЗ разработал свои требования к универсальным маслам и предпочитает производить первую заправку трансмиссий всех моделей универсальным маслом. Привлекательным фактором является относительно невысокая стоимость универсальных масел при достаточно высоких эксплуатационных свойствах.

Тормозные жидкости

 

Существующие сегодня классы ТЖ — DOT 3, DOT 4, DOT 5. Класс DOT3 встречается все реже и заменяется на DOT 5. Из вышеперечисленных несовместима с остальными только DOT 5. Эта жидкость производится на синтетической основе и применяется достаточно редко.

Требования, предъявляемые к тормозным жидкостям

 

Стабильность. Рабочие характеристики тормозных жидкостей должны сохраняться в заданных пределах при длительной эксплуата­ции в широком диапазоне температур.

Текучесть при низких температурах. Чрезмерное загустевание жидкости при низких температурах может привести к замедлению реакции и снижению эффективности работы (вплоть до полного блокирования) тормозной системы. При выборе тормозной жидкости необходимо учитывать предельные зимние температуры, характерные для данной климатической зоны. Самым опасным является случай, когда в пути температура окружающей среды падает до критических значений (-30°С и ниже). При этом некачественная, неправильно подобранная или уже отработавшая свой срок тормозная жидкость может застыть в магистра­лях тормозной системы прямо во время движения, что означает полный отказ тормозной системы. Подобное может произойти также при выезде из относительно «теплого» гаража на сильный мороз.

Сохранение вязкости при высоких температурах / хорошие смазывающие свойства. Пониженная вязкость при высоких температурах приводит к снижению толщины пленки до значений, недостаточных для нормальной смазки и может вызвать протечки в рабочих цилиндрах. При этом происходит замедленное, неравномерное затормаживание, а также износ и снижение срока службы подвижных элементов системы.

Совместимость с резиновыми элемента­ми, металлами, защита от коррозии.
Тормозные жидкости не должны вызывать разбухание или размягчение резиновых элементов в тормозной системе выше установ­ленных пределов, а также коррозию различных металлов, присутствующих в системе. В противном случае это может привести к неравномерной работе, блокированию тормозной системы или к ее выходу из строя из-за протечек.

Высокая температура кипения.
В процессе торможения кинетическая энергия движущегося автомобиля переходит в тепло, которое приводит к разогреву рабочих цилиндров, в которых непосредственно находится тормозная жидкость до температур порядка 120°С и выше. При этом уже при температурах, близких к температуре кипения в тормозных жидкостях возможно образование паровой фазы, а, следовательно, и паровых пробок в гидроприводе. В отличие от жидкости пар сжимаем (свойство газов). В этом случае при нажатии на педаль тормоза происходит сжатие паровой фазы, и усилие не передается к исполнительным механизмам тормозной системы (педаль «проваливается»). При росте содержания воды в процессе эксплуатации температура кипения падает и риск возникнове­ния паровых пробок (особенно при интенсив­ных торможениях с полной загрузкой автомоби­ля) возрастает.

Гигроскопичность. Синтетические тор­мозные жидкости обладают свойством поглощать воду из окружающей среды (или гигроскопичностью). Это свойство препятствует накоплению воды в свободном виде путем ее химического связывания, что предохраняет систему от образования ледяных или паровых пробок. Однако при накоплении воды в объеме тормозной жидкости происходит снижение ее температуры кипения. Вода обычно попадает в систему при конденсации влаги из воздуха при колебаниях температуры окружающей среды.
Этот процесс идет независимо от «солидности» марки автомобиля. Конденсация происходит даже если автомобиль стоит на стоянке или в гараже. Таким образом, за 2-3 года эксплуатации автомобиля в системе накапливается от 2 до 5% воды. Падение температуры кипения до температуры порядка 130°С является критич­ным и жидкость подлежит замене.

Смешиваемость. Во избежание ошибок при применении тормозные жидкости должны смешиваться с прочими марками одобренных жидкостей в любой пропорции. В противном случае возможны нарушения в работе системы вследствие образования осадков и смолянистых отложений, коррозии металлов, разбухания резиновых элементов или образования паровых пробок. Все «качественно» изготовленные синтетические тормозные жидкости (не нефтяной природы), удовлетворяющие спецификациям ISO 4925, SAE JI 730 и FMVSS 116 (кроме DOT 5), являются полностью совместимыми между собой (но не взаимозаме­няемыми!)

ВНИМАНИЕ!

  • Жидкости DOT 5 SBBF не совместимы с DOT3, DOT 4 и DOT 5.1 NSBBF и не допускают смешивания с этими классами.

  • Жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 NSBBF полностью совместимы и могут быть смешаны в любой пропорции (при должном качестве изготовления).

 

Замена тормозной жидкости

 

Производители в основном рекомендуют периодичность замены с определенным запасом, обычно раз в 1 — 3 года. Интервалы замены обычно увеличиваются с ростом номера DOT. Рекомендация здесь может быть только одна: не забывать вовремя менять тормозную жидкость (стоимость этой работы невелика) и руководствоваться рекомендациями производи­теля автомобиля, как при выборе марки тормозной жидкости, так и при определении интервала ее замены.

Эта операция полезна и еще с одной точки зрения: при замене вместе с жидкостью убирается воздух, который неизбежно накапливается в тормозной системе в процессе эксплуатации.

Источник